Home Home

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ, ПОМЕЩЕННЫХ В ВЫПУСКЕ

УДК 539.12.01
Симметрии и перенормировка. Славнов А. А. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 5.
Обсуждаются проблемы, возникающие при перенормировке калибровочно-инвариантных и суперсимметричных теорий. Предложен новый метод перенормировки, основанный на явном использовании обобщенных тождеств Уорда. Этот метод позволяет пользоваться произвольной промежуточной регуляризацией и гарантирует выполнение обобщенных тождеств Уорда для перенормированных корреляционных функций.
Библиогр.: 32.

УДК 530.145.1 + 539.1.01
Некоммутативная квантовая механика в представлении постоянного магнитного поля. Беллуччи С., Нерсесян A., Cочичиу К. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 30.
Недавно было обнаружено, что квантовая механика на некоммутативной плоскости имеет, в представлении постоянного магнитного поля, "критическую точку", в которой система становится эффективно одномерной, а также существуют две различные "фазы", происходящие из плоской системы, с качественно различными свойствами, определяемыми знаком параметра q=1-Bk. Позже этот факт был обобщен для квантовой механики на сфере и гиперболоиде. В нашей работе представлен обзор этих результатов и некоторые новые соображения по данной теме.
Библиогр.: 28.

УДК 530.145.1 + 539.1.01
Электронные состояния в параболической точке квантования с учетом граничных условий. Казарян E. M., Петросян Л. С., Саркисян Г. A. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 42.
Исследуются электронные состояния в параболической точке квантования с учетом граничных условий. Изучается пороговое поведение образования уровней в этой точке. Исследована зависимость энергии электрона от QD-радиуса и высоты потенциала конфайнмента. Представлено обсуждение исчезновения случайного вырождения U(3) как следствия модернизации потенциала конфайнмента.
Ил. 2. Библиогр.: 9.

УДК 530.12, 524.423, 524.882
О квантовом гравитационном коллапсе и квантовых черных дырах. Березин В. A. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 49.
В обзоре рассматривается теория квантовых черных дыр. Показано, что основным свойством черных дыр является, по-видимому, их универсальность. Это и является главным отличием квантовой черной дыры от любого другого квантового объекта.
Ил. 9. Библиогр.: 25.

УДК 539.1.01
Структура особенностей на мировых листах релятивистских струн. Никитин И. Н. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 112.
Показано, что релятивистские струны открытого и замкнутого типов в пространстве-времени Минковского размерностей 3 и 4 имеют топологически устойчивые особые точки. В данной работе описывается структура особенностей, выводятся их нормальные формы и вводится локальная характеристика особенности (топологический заряд), обладающая глобальным законом сохранения. Кроме открытых и замкнутых струн также рассмотрены два других топологических типа решений, которые соответствуют разрывам струн и обладают особенностями при любом значении размерности.
Табл. 2. Ил. 21. Библиогр.: 32.

УДК 524.8 +[530.12:531.51]
Экскурс в соврeменную космологию. Барбашов Б. М., Первушин В. Н., Проскурин Д. В. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 138.
Предлагаемая статья не претендует на полноту охвата нерешенных проблем, возникающих в современной космологии, но представляет собой скорее краткий обзор некоторых основных монографий и статей в научных журналах. Нашей целью было дать общее представление о предмете для тех, кто, может быть, впервые знакомится с этим разделом физики, и охарактеризовать основной круг проблем в этой области. Мы используем минимально необходимый математический аппарат и предполагаем у читателя лишь знания ньютоновской теории тяготения и элементов общей теории относительности Эйнштейна.
После краткого экскурса в историю развития естественно-научных представлений о строении окружающего нас мира доэйнштейновского периода конспективно излагается эйнштейновская космология, главным образом нестационарная космологическая модель Фридмана с наблюдательными данными, говорящими в ее пользу. Обсуждаются ее достижения и проблемы, а также современные модификации (инфляционная модель).
Последние данные физической космологии Вселенной (по взрывам сверхновых, первичному нуклеосинтезу, температуре реликтового излучения и барионной асимметрии) рассматриваются как свидетельства относительного эталона измерения интервалов, полевой природы наблюдаемого времени и конформной симметрии мира. Показано, как эти принципы современной квантовой теории поля помогают решать проблемы космологии и объяснять рождение Вселенной, времени и материи. В заключение обсуждается роль и значение космологических исследований в нашем общем восприятии настоящего и будущего окружающего нас мира.
Ил. 3. Библиогр.: 60.

УДК 530.12: 531.51
Очерк тензорно-скалярной теории тяготения Йордана-Бранса-Дикке. Папоян В. В. Физика элементарных частиц и атомного ядра. 2003. Т. 34, вып. 7. С. 190.
Обзор посвящен краткому изложению тензорно-скалярной теории тяготения Йордана-Бранса-Дикке. Обсуждаются ее логико-теоретические основы, и найден ньютоновский предел. Показано, что теория имеет два конформно связанных представления - "собственное" и "эйнштейновское". Последнее после переобозначения константы тяготения превращается в теорию Эйнштейна с дополнительным источником в виде минимально связанного скалярного поля. Конформное соответствие используется для генерации новых точных решений. Попутно получено новое четырехпараметрическое стационарное решение общей теории относительности, которое в различных частных случаях совпадает с известными. Рассмотрена эволюционная (временная) задача и найдено условие ее интегрируемости. Сформулирована и в частных случаях решена космологическая задача с космологическим скаляром, который вводится в теорию аналогично введению космологической постоянной в теорию Эйнштейна.
Ил. 2. Библиогр.: 117.